Психологическое развитие ребенка в возрасте от полутора до трех лет

Людмила Ладыженко

Получите бесплатно полную версию семинара!

Людмила Ладыженко

Мамотайм: как отдать всё своему
ребёнку и сохранить себя?

Дорогие мамы и папы!

Из прошлой статьи вы узнали, как гармонично воспитывать ребенка от шести месяцев до года. Из этой статьи вы узнаете об особенностях детского развития от полутора до трех лет. А также вы получите исчерпывающую информацию о том, как вам, взрослым, нужно грамотно вести себя с ребенком в этом возрасте.

В психоанализе возраст ребенка от полутора до трех
лет называют «анальная стадия развития».

Что это за период жизни?

Это то время, когда ребенок и бегает, и лепечет, и уже разговаривает. И с ним все интересней и интересней. И беспокойнее, и беспокойнее, потому что он интересуется всеми нежелательными предметами, розетками и всем тем, что нельзя.

В этом возрасте ребенок задает себе вопрос «Кто хозяин моему телу?». И если в первый год жизни зона удовольствия у ребенка располагалась во рту, и она активизировалась, когда ребенок клал что-то себе в рот: грудь, одеялко, пальчик, игрушку. То на этой стадии, с полутора до трех лет, зона развития ребенка связана с анусом: попукать, на горшочке посидеть, выдать результат. В этот период у ребенка рождается большой психологический вопрос «Кто управляет моим телом?»

Это этап приучения ребенка к чистоте: «Иди помой ручки перед едой», «Собери игрушки». «Ой, не трогай, клубника не мытая».

Чем мы, взрослые, можем помочь своему ребенку в период 2–3 года?

Вспоминайте замечательную русскую народную сказку «Три медведя». Вспоминайте главный девиз: «Кто сидел на моем стульчике? Кто ел из моей тарелочки?»

Вопрос этого периода жизни — «Это моя территория!», «Это мое тело!» и «Это мои вещи!».

Что означает принцип: «Это мое тело!»? Он означает, что когда ребенок покушал, он должен сам пойти в туалет и сделать свои туалетные дела. Мама может помочь ребенку, сказать ему: «Иди на горшочек, посиди там немножко». Но сделать она это может очень мягко, не очень настойчиво. А что происходит в детском саду? Что говорят воспитательницы? «Дети встали и пошли, и выдали на гора, пожалуйста!».

Какой вывод делает ребенок в такой ситуации? «Кто хозяин моего тела, когда все отрядом идут в туалет?» «Опять не Я!» А воспитательница или нянечка. А если ребенок вдруг еще замешкался нечаянно, засмотрелся в окно в это время? Кто рулит его телом?

И, если это ребенку систематически предъявлять, то во взрослой жизни он не будет хозяином своей территории. Денег он вроде зарабатывает, но они растекаются куда-то. Скряги и транжиры в этом возрасте закладываются — от двух до трех. Транжира — это тот, кем рулили все время «Не трогай, не трогай, не трогай!»

Или возьмем такой пример — общее полотенце. У ребенка должно быть свое полотенце, вкусно пахнущее, мягенькое, не хлорированное жесткое. У него должна быть своя чашка, которую никто не трогает ни под каким углом, никогда! Даже если вся посуда кончилась, разбилась, улетела, потерялась куда-то, был переезд. Купите одноразовую посуду, не трогайте детские вещи персонифицированные!

Не трогайте место ребенка на кухне. На него никто не должен садиться. Это может уже быть взрослая какая-то лавочка, диванчик. Или что-то детское, табуреточка, пуфик. Скажите ребенку: «Это твое место!»

Помогите своему ребенку правильно пройти анальную стадию своего развития! Создайте для него личное персонифицированное пространство. Этим вы очень поможете ему в будущем.

Взрослый человек, который получил дозу личного персонифицированного пространства в детстве, не разрешит заглядывать к нему в кошелек, пользоваться его временем, его эмоциями, манипулировать им. Этот человек научится отказывать спокойно, без истерик, без чувства вины: «Знаешь, сегодня ничего не получится. Да, мы договаривались, но ситуация изменилась». Таким вырастет человек, который успешно прошел анальную стадию своего созревания.

2–3 года — это время, когда развивается личная территория. И для того, чтобы зайти на личную территорию ребенка, уже требуется его разрешение. Уже нельзя ребенку говорить: «Так, иди сюда — я тебе рот вытру, иди!» Это вторжение.

У меня на консультации бывают взрослые люди, когда женщина приходит и говорит: «У меня рвотный рефлекс на арбузы неожиданно открылся». Когда мы начинаем ее детство вентилировать, она вспоминает, что в саду воспитательница с нянечкой держали ее за руки и впихивали ей в рот арбуз, потому что это вкусно. Ну не любила она в то время арбуз, не понравился он ей, она его разочек откусила.

Ясно, что воспитательница не пытками занималась, а витамины ей вкладывала в рот прямо. Но это нарушение личной территории. Это насилие, так складывается психологически очень сильный симптом. И он может выстрелить потом в любое время.

Наше бессознательное — это архивные файлы, которые выстреливают, если повторяется какая-то аналогичная ситуация. Архивный файл всплывает во всем объеме и начинает мешать жить.

Что нам мешает полотенчики эти вкусные повесить ребенку, чтобы он узнавал их по цвету? Чтобы запах кондиционера был тот, который ему нравится, а не маме или бабушке.

Уделите этому внимание! Это не мелочи, это детали счастливого сценария жизни вашего ребенка!

Оставьте свой комментарий: